Адвокат Киев
Адвокат в Киеве

Адвокат Киев  Максимов Валентин Викторович

 

IT авторское интеллектуальное право

Пиратство в Интернете

Чтобы понять пиратство, посмотрим на его определение в законе.

Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» статьей 50 определяет пиратство в сфере авторского права и (или) смежных прав — опубликование, воспроизведение, ввоз на таможенную территорию Украины, и вывоз с нее и распространение контрафактных экземпляров произведений (в том числе компьютерных программ и баз данных), фонограмм, незаконное обнародования программ организаций вещания, камкординг, код-шеринг, а также интернет-пиратство, то есть совершение любых действий, которые признаются нарушением с использованием интернет сети.

Определение включает в себя перечень следующих действий: опубликование, воспроизведение, ввоз, вывоз, а также распространения.

Опубликование — произведения, считается выпущенным в свет, если оно каким либо способом передано другим лицам, в том числе издано, публично исполнено, публично показано, передано по радио или телевидению, отображенный в общедоступных электронных системах информации (ст. 442 ГК).

Воспроизведение — изготовление одного или более экземпляров произведения, видеограммы, фонограммы в любой материальной форме, а также их запись для временного или постоянного хранения в электронной (в том числе цифровой), оптической или иной форме, которую может считывать компьютер.

Распространение — любое действие, с помощью которого продукт (труда) непосредственно или косвенно предлагаются публике, в том числе доведение этих объектов до сведения публики таким образом, что ее представители могут осуществить доступ к этим объектам с любого места и в любое время по собственному выбору (ст. 1 Закона).

Камкординг — видеозапись аудиовизуального произведения при его публичной демонстрации в кинотеатрах, других кино зрелищных учреждениях лицами, находящимися в том же помещении, где происходит такая публичная демонстрация, для любых целей без разрешения автора.

Кардшейринг — обеспечение в любой форме и любым способом доступа к программе (передачи) организации вещания, доступ к которой ограничен автором применением технических средств защиты (абонентская карта, код и т.д.), в обход такой защиты, в результате чего указанная программа (передача) может быть воспринята или иным способом доступна без применения защиты.

Итак, законодательное определение пиратства сводится в перечень неправомерных действий. Такой подход не раскрывает его особенности, что важно для отграничения его от других нарушений авторских и смежных прав. При этом недостатком, который возникает множество вопросов и споров, как в теории, так и в практике, применения термина «контрафактные произведения».

На основе анализа международных нормативно-правовых актов, можно выделить следующие специфические признаки.

1) наносит значительный ущерб интересам авторов и (или) право владельцам;

2) осуществляется путем присвоения результата труда;

3) цель — получение прибыли или иной выгоды (в том числе морального характера);

4) осуществляется в коммерческих масштабах.

Пиратство — правонарушение, которое наносит большой ущерб правообладателям в результате присвоения объектов труда в целях извлечения выгоды.

При характеристике одной из основных признаков считается получение материальной или моральной выгоды и существенного вреда, который был нанесен автору или правообладателю. При исследовании этого явления в Сети, с учетом того что мы живем в век информационных технологий и нуждаемся доступа к информации, критерий наличия вреда и цели пирата на получение выгоды является также необходимым.

В связи с огромным значением относительно размера ущерба для такой характеристики, целесообразно различать «мягкие», сущность которого заключается в нарушении авторских прав, сопровождается задачей интересам автора незначительной по величине материального ущерба или лишь морального вреда.

Вместе с тем, было бы неоправданным ограничением не предоставлять им защиту прав в каждом случае «мягкого» вреда. Такая защита должна быть предоставленным, однако, с учетом при этом также и интересов лица, совершившего правонарушение. Решение коллизии интересов, здесь возникает, видится в установлении дополнительных условий возложения ответственности на лицо, нарушившее права автора. Справедливым было бы, как кажется, возложение на автора, обратился с иском о нарушении его прав в результате «мягкого пиратства» тяжести доказательства этого факта, а в случае, когда будет установлено незначительный размер материального ущерба или факт нанесения лишь морального вреда, также и обязанности доказывания наличия умысла нарушителя.

Таким образом, имущественная ответственность возлагается именно на тех, кто умышленно нарушил авторские права, и благодаря этому во главу угла получается не компенсационная, а воспитательная функция ответственности.

Отметим также, что от этого следует отличать внешне похожие на них действия, которые, вместе с тем, не имеют всех признаков. Речь идет о тех ситуациях, когда неправомерное использование не с целью получения прибыли или иной выгоды, а в целях добавления других лиц к результатам интеллектуальной деятельности, их рекламирования и тому подобное. В связи с отсутствием квалификационных признаков такого правонарушения, это целесообразно именовать иначе, например, якобы оно, подчеркивая этим сходство этих явлений и, вместе с тем, их тождественность.

Практическим следствием введения указанной категории могло бы быть установление ответственности за «квази — пиратство», (а она должна быть, поскольку речь идет о нарушении в случае, когда истцом будет доказана вина нарушителя)

То есть, пиратство в интернете — это правонарушение, которое осуществляется в цифровой сети, предусматривает присвоение и распространение нелегального контента с целью получения выгоды. Причиняет ущерб, пользуясь при этом поддержкой значительной части общества — сторонников свободного доступа к информации.

Интернет-пиратство — это специфический вид правонарушения, важной чертой которого является отношение общества к действиям, которые, по сути, являются незаконными, но для рядового гражданина вошли в повседневную практику. Оно является разновидностью ІТ пиратства, которое осуществляется в сфере информационных технологий с использованием новейших возможностей техники, отличается скоростью распространения и качеством пиратской продукции.

К специфическим признакам действий носятся: восприятие пользователями в Сети положительным и закономерным явлением;

отсутствие территориальных границ пиратской деятельности; применение новейших технологических достижений при осуществлении такой деятельности;

невозможность контроля со стороны государства за причинения вреда создателям в Сети;

низкая стоимость электронных экземпляров.

ВИРТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Концепция «компьютерной симуляции» как методологическая основа возникновения «виртуальной собственности»

В век информационных технологий, когда понятие собственности и ее понимание отношения к материальным вещам, претерпело существенных изменений, приобрела важное значение, так называемая, «виртуальная собственность».

Своим появлением эта категория обязана другому инновационному понятию - «виртуальная реальность», которое определяет, как технически сконструировано с помощью технических средств интерактивная среда создания и оперирования объектами, подобными реальным или мнимых, на основе их трехмерного графического изображения. Симуляции их физических свойств (объем, движение и т.д.), симуляции их способности влиять и быть самостоятельной, присутствовать в устройстве.

Поэтому перед тем как перейти к выяснению понятия категории «виртуальная собственность», должны определиться с таким феноменом, как «виртуальная реальность» (которая не является «реальностью), а потому должна называться более точно - «виртуальная среда». Но, учитывая распространенность существующего названия, дальше будем использовать оба обозначения.

До того, как характеризовать «виртуальную реальность» относительно ИТ-сферы, стоит вспомнить, что методологическим основанием появления и существования этого концепта можно считать идею, согласно которой мы вообще существуем в виртуальном мире, основанием возникновения которого считается «Компьютерная симуляция». Эта идея в последнее время приобретает все большую популярность в бытность свою основой фильмов вроде «Матрицы», распространяясь благодаря Интернету, компьютерным играм, интерпретациям квантовой механики, новейшим фильмам на эту тему и тому подобное.

Учитывая методологическое значение концепции «компьютерной симуляции» для понимания сущности концепции «виртуальной собственности», выложим дальше ее основные положения и аргументацию жизнеспособности.

Корнями идеи компьютерной симуляции нашего мира считают взгляды древних греков относительно сновидений, видений, фантазий. На такой основе выстраивается вывод, что наше восприятие реальности уже отделено от собственно реальности, которая есть просто электрическим импульсом, интерпретируются мозгом. Мы воспринимаем мир опосредованно и несовершенно (с оптическими иллюзиями и т.д.).

Кроме того, мы чувствуем только упрощенную версию сенсорной информации, поскольку наблюдения нашего мира требует слишком много вычислительной мощности - поэтому и мозг разделяет ее на эвристику (или упрощение, но полезные представления). Наш ум постоянно ищет повторяющиеся картинки, модели, шаблоны в нашем мире и подстраивает их под наше восприятие.

Отсюда следует, что наше восприятие уже отличается от собственно реальности: это лишь попытка мозга обработать входящий поток сенсорных данных. Поэтому, если наше восприятие реальности зависит от упрощенного потока информации, не имеет значения источник информации (физический мир или компьютерная симуляция, которые снабжают нас той же информацией).

Чтобы сейчас симулировать всю Вселенную, просто не хватает вычислительной мощности.