Максимов Валентин Вікторович
Аутсорсинг юридический
В современном мире двадцать первого века все больше профессионалов разных отраслей коммерческой деятельности предоставляют услуги Аутсорсинга. К таким относятся как аудиторы, бухгалтеры, специалисты по налоговой отчетности, так и юристы.
Технический прогресс сферы телекоммуникаций по передачи данных и выполнению заказов привел к тому, что для ведения бизнеса необходимо малое количество штатных сотрудников.
Для получения услуг адвоката для решения хозяйственных, налоговых, трудовых, корпоративных и других споров, взыскания задолженности, и так далее, достаточно оформить Абонентское обслуживание (юридический Аутсорсинг).
Содержание штатного юриста связано с трудовыми проблемами перед работником и рисками обязательных платежей государству. При этом штатный работник мотивирован исключительно в личную сторону и не принимает должного усилия для решения возникающих проблем, когда речь идет о продвижении Вашего бизнеса.
Поэтому, если Вы хотите вести свои дела по-новому, лучшим выходом будет юридический Аутсорсинг. Обслуживание непосредственных процессов и производственных функций. Правовой анализ сделок с партнерами, сопровождение проверок, в общем, полное обеспечение хозяйственной деятельности.
Главной выгодой будет освобождение от затрат на человеческие ресурсы.
Юридический Аутсорсинг позволит развиваться Вашему бизнесу в новых направлениях.
Наименование услуги | Стоимость грн. |
Консультация | бесплатно |
Юридический аутсорсинг. Полное абонентское юридическое обслуживание. Услуги адвоката | 15000 |
Защита интересов компании в хозяйственных, административных, гражданских судах. Оформление исков в суд, отзывов, возражений на требования. Обжалование судебных решений в апелляционной и кассационной инстанциях. Взыскание долгов в судебном порядке | 3000 |
Разработка и правовая экспертиза договоров поставки, купли-продажи, аренды и др. Составление протоколов разногласий, писем, запросов | 1000 |
Подготовка Статуту компании, внутренних правовых документов, положений, инструкций | 1500 |
Сопровождение собрания учредителей, правления компании. Согласование повестки дня собрания, ознакомление учредителей с материалами собрания. Соответствующее оформление | 1500 |
Регистрация дополнений в уставные документы компании, а также созданных филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений | 600 |
Составление претензий Подготовка и направление заявлений, жалоб, запросов в контролирующие органы (ГНС, МЧС, Инспекции по труду, Пенсионный фонд, СЭС и т.д.). Обжалование налоговых уведомлений решений, выводов, предписаний органов государственного пожарного надзора, санитарно-эпидемиологической службы, комиссии по труду |
1000 |
Регистрация торговых марок | 5000 |
Юридический Аутсорсинг - защита бизнеса, как учредителя, так и портфельного инвестора
Современным средством организации структурной модели предприятия является аутсорсинг. Однако положительно влиять на показатели экономической деятельности предприятия он может только при условии надлежащей подготовки бизнес-проекта к нему, в том числе и такой важной составляющей, как хозяйственно-правовое обеспечение введения аутсорсинга. На законодательном уровне регулирования аутсорсинга практически отсутствует. Отсюда - необходимость определения целесообразных инструментов правового регулирования аутсорсинговых отношений на микроэкономическом уровне. Необходимо определить и основную характеристику наиболее целесообразных правовых средств в механизме хозяйственно-правового регулирования аутсорсинговых отношений отечественных корпораций.
Установлено, что аутсорсинг делится на договорной и институционально-договорной. Приведены аргументы в пользу хозяйственно-правовой природы договора аутсорсинга и оспорено наличие в нем элементов гражданских или трудовых договоров. Существуют хозяйственно-правовые средства, обеспечивающие оптимизационный влияние аутсорсинга: хозяйственно-управленческие акты индивидуального действия, локальные акты, институциональные средства в форме корпоратизации. Определены органы в акционерном обществе и обществе с ограниченной ответственностью, имеющих право принимать решение о введении аутсорсинга, и обозначены их компетенцию в этом вопросе.
Возможно институциональным вариантом создания предприятия аутсорсера является выделение определенного структурного подразделения и передачи ему по распределительному балансу части имущества, прав и обязанностей корпорации. В процессе внедрения аутсорсинга предприятие-заказчик и предприятия-аутсорсеры могут объединиться в ассоциацию или создать холдинговую группу. В остальных видах объединений правовая связь между его членами не соответствует сути аутсорсинговых связей, а потому нет возможности использования таких конструкций в аутсорсинговых отношениях. Локальные акты могут устанавливать регулирование отношений по сохранению коммерческой тайны, безопасного выполнения работ, пропускного режима, организации взаимодействия между персоналом заказчика и аутсорсера. Хотя они и вспомогательные, но важны хозяйственно-правовыми средствами для надлежащего введения аутсорсинга.
На основе проведенного анализа под модернизацией законодательства о судебной защите и законных интересов субъектов предпринимательства в Аутсорсинге предлагается понимать совокупность мероприятий, с учетом новых условий развития экономики. Вышеуказанной целью является повышение результативности материальных и процессуальных норм в этой сфере.
Для обеспечения правовой действенности, необходимо, прежде всего, уточнить, что охватывает термин «эффективность Аутсорсинга». Термин «эффективность» широко используется как в науке, так и на практике. Однако четкого определения такой плодотворности пока не существует.
«Критерием соответствия Аутсорсинга объективным экономическим требованиям является рентабельность воздействия на прогрессивное развитие этих отношений. Задача правовой науки - разработка путей обеспечения такого соответствия».
«Теория оптимального правового регулирования требует, чтобы исследования основывались на анализе сути регулируемых правом отношений и направлены на достижение соответствия регулирования этой сути, имея в виду, что должно использоваться как средство упорядочения общественных отношений. Разумеется, это требует выхода за пределы собственно правовых категорий, рассмотрения соответствующих экономических и политических вопросов, изучение рентабельности Аутсорсинга, его действия на жизнь и разработки необходимых коррективов».
«Рентабельность Аутсорсинга в общественных отношениях обеспечивается путем правотворчества, заключается в разработке и издании нормативных актов и организации реализации норм в общественной жизни, их фактического превращения в поведении субъектов». В значительной степени определяется тем, какие способы и принципы воздействия на поведение участников бизнес отношений использующих юридический Аутсорсинг».
Обеспечить научно обоснованный бизнес процесс возможно при соблюдении следующих условий:
1. Правильно определить цель, которая должна быть достигнута в случае принятия определенной нормы. Необходимо также учитывать, личные возможности.
«Эффективность юридического Аутсорсинга, как системы, имеет стороны - внутреннюю и внешнюю стороны. Первая из них выражает результативность структуры системы, а вторая - функционирование системы с этой структурой. В этом смысле можно считать рентабельность структуры системы условием или средством достижения целей функционирующей системы».
Целью права является критерий оценки плодотворности. «Основным эталоном оценки рентабельности есть цель, ради достижения которой эта норма создавалась». Поэтому необходимо научиться определять цель юридического Аутсорсинга, его институтов, отдельных нормативно-правовых документов и конкретных статей, регулирующих данную услугу.
Таким образом, принимая юридический Аутсорсинг как услугу, необходимо определиться с финансовой целью.
2. Чтобы цель была достигнута, необходимо «иметь адекватные ей средства, обеспечивающее целостное влияние на коммерческие отношения».
Кодификация, является операцией по возведению разнородных статей в форму единого целого, а с другой - обеспечивает высокий уровень совершенства, способствует изучению и практическому применению.
В теории права, понятна юридическая техника, то есть объединение средств и приемов, используемых в полном сочетании с принятыми правилами при систематизации нормативных документов для обеспечения их соответствия.
Кодификация - это противоположность хаотичному принятию законов, возведение здания по определенному продуманному проекту. Это высшая форма систематизации законодательства, юридически техническая форма нормотворческой деятельности. Кодификация дает возможность комплексно, а не выборочно решать проблемы Аутсорсинга и обеспечить единство содержания и формы, поскольку с помощью кодекса возможно и собрать воедино огромное количество способов защиты юридического Аутсорсинга, и модернизировать их с учетом экономических преобразований, происходящих в Украине.
Форма не является чем-то второстепенным, и влияет на содержание. «Кодекс, как форма, организует содержание, способствует гармонизации, консолидации, и тем самым его совершенствованию». Об этом свидетельствует опыт Германии, Франции, Австрии, недавно модернизировавшие свои кодексы, регулирующие бизнес, существенно дополнили их. В экономике названых стран юридический Аутсорсинг применяется на более высоком уровне.
Анализируя эту концепцию на нашем собственном опыте, делаем вывод, что правовая политика аналогична политике большинства других стран Европы и ее адаптации не нужно. Наоборот, давно имеет место соответствие. Надо только последовательно придерживаться соответствующей политики.
После длительного обсуждения несколькими созыва Верховной Рады принят ХК, который с 01.01.2004 вступил в силу, стал основой для выхода из множества, возникающих проблем.
Многолетняя практика показала положительную роль кодификации. ГК возводит в единую систему регулирования свыше 200 законов о бизнесе. Утверждение ГК стало основным этапом кодификации, обеспечивающую внешнюю и внутреннюю переработку действующего законодательства Украины.
Для достижения эффективности Аутсорсинга необходимо обеспечить своевременное принятие нормативных документов, их актуальность по форме и содержанию регулирования. Как показывает практика, в противном случае обязанность остается декларативной и не может быть реализована, или в процессе реализации создается столько нерешенных проблем, субъект предпринимательства вынужден досрочно отказываться от реализации задуманного.
Если задачи Аутсорсинга будут решены, то это даст возможность говорить о достижении нового уровня регулирования и реализации судебной защиты субъектов предпринимательства.
Учитывая сказанное, можно определить следующие направления юридического Аутсорсинга:
1) обеспечение защиты предпринимательства. Для решения этого вопроса целесообразно установить ответственность для субъектов законотворчества, которые нарушают принцип стабильности;
2) устранение противоречий, несоответствия возможностей в Аутсорсинге;
3) обеспечение разумного баланса публичных и частных интересов в процессе установления материального процесса, понимается как юридический Аутсорсинг;
4) обеспечение оптимального соотношения законов и подзаконных актов;
5) использование «пакетного» принципа подготовки документов при одновременном уменьшении количества отсылочных норм в самих актах. Целесообразно способствовать их сокращения до минимума на практике;
6) принятие реальных, а не декларативных гарантий выполнения судебного решения о защите прав предпринимателей. Отсутствие действенного механизма исполнения мешает его правильному и своевременному применению на практике в результате делает ничтожным;
7) координация и сближение национального законодательства Украины со странами Европейского Союза с учетом специфики развития предпринимательства, а также особенностей современного этапа функционирования экономики.
Признанная претензия как исполнительный документ
Досудебный порядок разрешения хозяйственных споров, который заключается в направлении стороной правоотношений нарушителю его прав письменной претензии, ее рассмотрении и подготовке ответа, введен с целью предоставления возможности сторонам правоотношений самостоятельно урегулировать спор, возникший между ними. Он позволяет субъектам бизнеса без обращения в суд, без дополнительных затрат средств и времени урегулировать имеющиеся между ними споры.
Однако признанная, но не добровольно выполненное требование, вместо того, чтобы помочь защитить права и законные интересы, наоборот увеличивает время, необходимое для восстановления нарушенных имущественных прав, создает другие значительные трудности для потерпевшей стороны, приводит к неосновательному обогащению недобросовестного должника.
Причиной этого можно назвать отсутствие четкого механизма принудительного исполнения признанной претензии. Вопрос такого выполнения уже поднимался в научной литературе и на страницах периодики. В частности она не подлежит принудительному выполнению согласно закону Украины «Об исполнительном производстве».
Однако современное состояние законодательства досудебного порядка разрешения хозяйственных споров и практики его применения, неоднозначные мнения ученых относительно этого института указывают на целесообразность исследования вопроса принудительного исполнения признанной претензии в реальных условиях.
Долгое время досудебная процедура решения споров между юридическими лицами была обязательной, а ее несоблюдение лишало права на обращение в суд. Ситуация изменилась после выводов Конституционного Суда по вопросу о досудебном урегулировании споров от 09.07.02 г. и на основании этого внесение изменений в ХПК. Сейчас использование претензионного порядка разрешения споров является добровольным. Стороны вправе самостоятельно решать, направлять требование или нет.
На практике во многих договорах можно встретить пункт, где указано, что все споры, возникающие из соглашения, разрешаются в претензионном порядке, но если стороны не пришли к согласию, они вправе решить спор в суде. Поэтому контрагенты при допущении нарушений договорных обязательств пытаются соблюдать условия договора и направляют нарушителю соответствующее письмо - требование.
Досудебный спор согласно ст. 5 ХПК Украины может решаться и другим действующим на территории Украины законодательством. Например, такая процедура установлена для рассмотрения претензий, возникающих из железно дорожных перевозок. Кроме того, ряд государственных органов приняли свои ведомственные акты по ведению претензионно-исковой работы.
Итак, досудебный порядок выяснения хозяйственных споров, хотя и не имеет обязательного характера, является популярным и занимает важное место в деятельности субъектов бизнеса и других участников правоотношений. Это объясняется тем, что такой способ разрешения спора имеет существенные преимущества перед обращением в суд. В частности, отсутствие денежных расходов по сравнению с подачей иска, возможность сторон непосредственно во время переговоров оперативно решить спор.
Также в претензии можно указать не только о том, что определенное обязательство не удовлетворено, но и о негативных последствиях, если нарушения не будут устранены, например обращение в суд с целью взыскания убытков, начисления штрафных санкций, 3% годовых, индекса инфляции за период просрочки и т.п. В этом случае указывается на возможность возложения на должника всех судебных расходов (в том числе расходов на оплату услуг адвоката), ареста банковских счетов для обеспечения иска, а также о взыскании с него штрафа по ст. 83 ХПК Украины.
К достоинствам можно отнести и то, что удачное прохождение процедуры претензионного порядка рассмотрения спора способствует сохранению и укреплению между сторонами делового партнерства на будущее.
В целом досудебный порядок реализации хозяйственной ответственности является полезным и для государства, и для участников таких правоотношений. Он позволяет разгрузить хозяйственные суды, способствует предупреждению, выявлению и быстрому устранению фактов правонарушений в бизнесе.
Однако следует согласиться со специалистами по вероятности наступления негативных моментов представления претензии. Они могут проявляться в том, что должник использует отведенное для рассмотрения время, для перевода средства со счетов, и скрытия имущества, или иначе сделать невозможным выполнение законных требований кредитора.
При этом, недобросовестные субъекты предпринимательства путем признания претензии, и не собираются выполнять обязательства, увеличивают для себя время на осуществления вышеперечисленных неправомерных действий.
В результате пока кредитор ждет добровольного исполнения требований, растет сумма ущерба. Должник в это время не только обогащается за его счет, а делает все возможное для того, чтобы в случае подачи иска в суд было невозможно применить обеспечение выполнения иска путем наложения ареста или запрета совершать определенные действия относительно предмета спора.
Помешать последствиям такой досудебной процедуры реализации ответственности можно не только путем введения ответственности за несвоевременный ответ или игнорирование претензии. Поскольку все равно необходимо обращаться в суд (а значит тратить драгоценное время), из-за введения принудительного исполнения признанной в установленном порядке претензии.
Для обоснования такого предложения следует выяснить сущность досудебного урегулирования хозяйственных споров. Таким образом, возникает ситуация, когда законодатель дал возможность оперативно защитить свои права, однако механизм реализации такой возможности четко не установил. Поэтому есть необходимость довести механизм досудебного порядка в спорах до логического завершения, то есть до введения процедур принудительного исполнения признанной претензии.
На данный момент признанная претензия не является исполнительным документом и не может быть удовлетворено. Единственной возможностью для принудительного исполнения является оформление платежного требования-поручения. Согласно ст.8 платежное требование, акцептуется должником и только после этого подлежит принудительному исполнению.
Акцептируемое плательщиком платежное требование наряду с различными актами судебной власти, а также исполнительным надписям нотариусов, решениями третейских судов и комиссий по трудовым спорам, постановлениями других компетентных органов, значительно уступает по своей юридической силе. Причиной этого все перечисленные юридические акты, которые имеют четко определенный правовой режим, процедуру принятия, условия своей легитимности и принимаются компетентными органами в соответствии с законодательством, чего нельзя сказать о платежном требовании.
Отсюда следует, что исполнитель не имеет права решать, является ли законными выводы суда, на основании которого он открывает производство. Если решение вступило в законную силу это уже прерогатива кассационной инстанции.
В случае с акцептированным платежным требованием ситуация несколько иная, поскольку закон Украины «Об исполнительном производстве» не уточняет требования к такому документу.
Соответственно на практике возникает ситуация, когда государственный исполнитель считает, что его обязанность начать производство на основании не оплаченного в срок платежного требования, акцептованного должником в результате признания претензии.
Логически вытекает обязанность проверить соответствие закону конкретной процедуры досудебного урегулирования хозяйственного спора (содержание и обоснование претензии и ответа), которую закрепляет раздел II ГПК.
Поскольку эта функция несвойственна государственным исполнителям, исходя из их статуса, они при наличии каких-либо сомнений в правильности процедуры досудебного урегулирования спора избегали брать на себя ответственность за принудительное взыскание долга на основании ст. 8 ГПК Украины, и судебное разбирательство дела становился практически неизбежным.
Закрепило описанную позицию государственного исполнителя письмо Министерства юстиции Украины, которое оно было вынуждено издать в связи с многочисленными обращениями юридических лиц за разъяснениями относительно принятия к выполнению ответов о признании требования.
Минюст подтвердил, что письмо о признании претензии не является исполнительным документом, в соответствии с этим не является основанием для открытия производства.
Трудности выполнения решения хозяйственного суда
Повышение эффективности исполнения решений хозяйственных судов в настоящее время является проблемным вопросом, который следует рассматривать в нескольких аспектах. Одним из важных и одновременно сложных задач государства является налаживание работы государственной исполнительной службы.
Можно долго перечислять и анализировать недостатки законодательства, регламентирующего как организацию, так и процедуру исполнения, но это не даст никаких результатов без разработки действенных механизмов и их закрепление в законе. Можно привести целый ряд объективных причин, затрудняющих и делающих невозможным надлежащее исполнение.
На практике довольно часто во время исполнения работникам службы угрожают, унижают их честь и достоинство, пытаются всячески препятствовать их деятельности.
Возникает вопрос: а как в будущем доказать такие факты? Возможно с помощью звуко-видеозаписи?
Такая фиксация будет гарантировать не только права работника исполнительной службы, но и сторон. В этом контексте возникает и другой вопрос: как сможет доказать нарушение своих прав взыскатель или должник, если принятие мер принудительного взыскания долгов осуществляется без соответствующей их фиксации? Отсюда и возникают досадные случаи рейдерства, когда предприятия увлекаются «специальными отрядами», которые прикрываются деятельностью «государственных исполнителей».
Так, согласно ст. 8 закона, должность в службе можно занимать и без юридического образования. Отсюда вопрос: а кто пожелает заниматься такой сложной, эмоционально напряженной деятельностью, если законом предусмотрены такие низкие требования к статусу. Во многих высших учебных заведениях вообще не преподают такую сложную и одновременно интересную и перспективную дисциплину. Представьте, с какими знаниями приходят на службу выпускники этих учебных заведений.
Уже говорилось, что государственный исполнитель, как представитель власти, обязан безвозмездно получить и носить униформу. Его внешний вид надлежит соответствовать статусу этого государственного органа, пользуется уважением у должников и взыскателей, правильно представляет государственный орган.
Следует сказать, что во многих фирмах работают достаточно высокопрофессиональные юристы, уровень квалификации которых намного выше, чем у государственных исполнителей. Это порождает существенные проблемы для исполнителей.
Юристы способны длительное время находить основания для невыполнения, что достигается обжалованием, как самих решений судов, так и действий, посредством предъявления различных надуманных исков. Предъявляются искусственные претензии и все с одной целью - остановить исполнительное производство. А сколько сейчас в хозяйственные суды предъявляется искусственных исков о банкротстве? Такое искусственное банкротство может стать преступлением, непосредственно вытекать из хозяйственного процесса. Поэтому ученым необходимо анализировать и согласовывать связь между исполнительным процессами с одной стороны и уголовным правом с другой.
Следует также принимать во внимание, что должник, который не только принципиально, а зачастую упорно не желает платить, способен предложить значительные средства исполнителям, чтобы последние не предпринимали никаких действий.
Итак, нежелание и неумение работать, низкие знания, а также определенные «предложения» со стороны неплательщика могут сконцентрироваться в одном лице - исполнителя. В связи с этим возникает риторический вопрос: а что тогда получит взыскатель?
Существуют также проблемы и в самих решениях хозяйственных судов, где некоторые части могут противоречить одно другой. Следует отметить, что существуют проблемы с выполнением и в других юрисдикционных органах.
Если к проблеме подойти с помощью преимуществ, которые объективно существуют в хозяйственном процессе, поскольку в нем участвуют предприятия и в их штате есть должностные лица, то это упростит задачу.
В связи с этим достаточно официально сообщить должностному лицу о том, какую сумму, и на какой счет кредитора, и в какое время необходимо перечислить долг, и это можно считать завершением принятых мер по взысканию задолженности.
Для усовершенствования этой гипотезы целесообразно внести изменения в ст. 67 ХПК и установить адресный запрет на определенные финансовые действия. Согласно действующему законодательству существует способ обеспечить иск путем указанного запрета, но юридическое лицо - прежде всего трудовой коллектив, поэтому такой запрет на совершение определенных действий является безадресным.
Если необходимо исключить перевод средств, то целесообразно сообщить об этом обязательстве руководителю имеющего право подписи на платежных документах, и необходимости сохранения на счете определенной суммы для обеспечения иска и тому подобное.
Такая гипотеза основывается на том простом принципе, что нет необходимости предупреждать руководителя об уголовном наказании за то, что «незнание закона не освобождает от ответственности». Если же в установленный срок руководитель предприятия не расплатится, необходимо применить ст. 382 УК Украины.
Для персонификации наказания целесообразно уточнить всех лиц, которые должны нести ответственность за невыполнение, либо создали условия, затрудняющие выполнение. Понятно, что при первых попытках применения такой ответственности будут созданы попытки представителей юридических лиц навязать дискуссию относительно восприятия их должностей как служебных и внесением соответствующих изменений и дополнений в законодательство. Персонифицировать применения такой ответственности к конкретным полномочным представителям предприятия.
Оппоненты этой гипотезы могут возразить, что речь идет об умышленном неисполнении. Но именно уполномоченное должностное лицо должно решать, как лучше выполнить предписание в
определенный срок. Если нет возможности своевременного выполнения, тогда необходимо просить об отсрочке или рассрочке, изменении способа и порядка исполнения (ст. 121 ГПК Украины).
Если выполнение вообще невозможно, то только тогда ставиться вопрос о банкротстве.
Предлагается адекватно воспринимать современные проблемы с исполнением решений хозяйственных судов, то есть не нужно делать «маски шоу», а целесообразно применять закон в отношении лиц, которые препятствуют государственному исполнителю выполнить свои полномочия.
Если у юридического лица есть проблема с долгом, то именно оно и должно его решать через своих полномочных должностных лиц, по закону и по суду его вернуть. Именно руководители определяют, какие средства или проданное имущество способно компенсировать сумму долга и тому подобное. Именно так необходимо стимулировать неплательщика к добровольному, своевременному и полному исполнению и одновременно к ведению переговоров с кредитором как можно по-другому урегулировать долговые обязательства. Например, предложить кредитору часть акций предприятия или имущество в счет погашения долга и тому подобное.
Оппоненты снова могут заметить, что трудности при исполнении решений возникнут и в этом случае, поскольку в современных условиях сложно официально вручить сообщение руководителю, который каким-то образом уклоняется от получения уведомления.
Можно быть уверенным и в том, что некоторые предприятия воспользуются временем, в течение которого дело будет рассматриваться судом. Такое время они используют для вливания своих активов во вновь созданные предприятия, чтобы перейти в стадию банкротства. В этом случае применяются адекватные способы по обеспечению иска, в отличие от тех, которые существуют в настоящее время.
Одним из способов обеспечения иска является наложение ареста на имущество должника, но не следует пренебрегать таким способом, как запрет должностным лицам, которые имеют право управления и распоряжения имуществом, осуществлять его отчуждение, тогда имущество в установленной сумме не сможет быть передано кому-либо, кроме истца.
Речь идет о трансляции по телевидению хода исполнения судебного решения в сложных и громких делах. Как судебные приставы грамотно с помощью видеозаписи проводят исполнительные действия. Такие передачи по телевидению стимулируют добровольное исполнение, но для этого их необходимо обеспечить соответствующей техникой. Демонстрация по телевидению случаев выполнения будет определенное влияние на сознание граждан и позволит ускорить процесс исполнения.
Понятно, что на практике будут производиться новые схемы уклонения от выполнения. Новые способы или возможности применения нескольких альтернативных вариантов не исполнения позволит повысить ответственность за ненадлежащее исполнение или проявленное бездействия.
Если же говорить о системности то без должной квалификации исполнителей и их материального обеспечения, улучшения качества всего законодательства, а не только закона Украины «Об исполнительном производстве», значительного прогресса достичь не удастся.
Если тот, кто создает препятствия на пути выполнения решений хозяйственных судов, имеет высокую квалификацию по сравнению с исполнителем, то объективно победа будет на стороне более компетентного юриста.
Итак, для надлежащего и своевременного исполнения целесообразно использовать различные способы их выполнения. Необходимо приложить много усилий, чтобы изменить сознание государственных исполнителей и должников, а также убедить последних, что сегодня и особенно завтра уже нельзя будет жить по принципу «долги отдают только трусы».
Целесообразно предложить гипотезу о применении ч. 1 ст. 382 УК Украины и в отношении физических лиц.
Но эту норму и гипотезу о применении уголовной ответственности к физическим лицам сейчас трудно однозначно воспринять, поскольку такое положение приводит к кардинальному пересмотру функций государственной исполнительной службы и выполнению решений судов общей юрисдикции.
Такую практику следует изменить, поскольку функции службы сводятся теперь к проверке умышленности или уважительности причин неисполнения.
В этом случае, кроме взыскания с неплательщика долга и исполнительного сбора и т.п., применяется дополнительно санкция - ст. 382 УК Украины. Дополнительным стимулом становится судимость.
Несмотря на оригинальность этой гипотезы, заимствованной из иностранных источников, следует предостеречь исполнительную власть, что теперь неплательщиков, на законных основаниях, нельзя помещать в «долговую яму» - следственные изоляторы, без выяснения уважительности причин неисполнения.
Коллекторы сейчас стимулируют выполнение так, чтобы все их должники «дрожали. Можно ссылаться на отсутствие имущества, но если исполнители установят наличие соответствующего имущества, тогда многие руководители пострадают.
Причем многие граждане не подозревают, что окончательное решение можно еще обжаловать в Европейском суде по правам человека. Опираясь на это положение дебитор, считающий результаты незаконным, вправе его не выполнять.
Пока не сложится соответствующая практика, трудно отстаивать права конкретного дебитора.
Действительно, уголовная ответственность физических лиц, в некоторых случаях нужна, но такие случаи обязаны быть четко оговорены в нормах материального и процессуального права.
В частности, когда один из родителей не выполняет решение суда об отобрании у него ребенка и прячет его и т.п., к таким лицам применяются соответствующая ответственность.
Мы против применения уголовной ответственности к дебиторам, поскольку могут иметь место обстоятельства, не зависящие от их воли. Например, человек все свои сбережения внес на депозитный счет в банке, а банк освобожден от обязанности возврата депозита государством, и одновременно к нему предъявляет требование об уплате или возврату кредита другой банк. Давайте в таких ситуациях только применять определенные санкции, а не сажать в тюрьму...
В этой ситуации фрагментарное внесение изменений и несогласованность норм законодательства позволит недобросовестным кредиторам воспользоваться беззащитностью граждан, которые из-за долгов не способны будут нанять себе квалифицированного адвоката и защитить свои права и интересы.
Вексельное обращение в хозяйственной деятельности
В определенной степени оно способно создать реальную конкуренцию денежному обращению, банковскому кредитованию, следовательно, и снизить потребности в денежной эмиссии, дальнейших заимствованиях, что и предопределяет значимость этого финансового инструментария.
Упрощается возмещения НДС через бюджет в условиях сокращения инвестиций и кредитования, дефицита оборотных средств в экономике страны. Вексельное обращение будет способствовать снижению уровня банковских ставок.
Учитывая все это, а также исходя из возможности использования вексельных платежей в расчетах во внешнеэкономической деятельности, можно утверждать, что развитие обращения векселей в сфере бизнеса приобретает чрезвычайную актуальность даже с позиции экономической безопасности страны.
Между тем потенциальные возможности такого вида расчета используются еще не в полной мере, что объясняется не только недостаточной законодательной базой, а также с рядом теоретических вопросов, отсутствием комплексных системных исследований в этой сфере и правовой специфики развития такого рыка Украины.
В то же время вопрос определения правовой природы таких правоотношений, вексельной силы, правового статуса, полной их систематизации освещены еще не полностью. Главная цель - определить назначение векселя, предложить систематизацию их видов.
Анализ практики их применения позволяет сделать вывод, что основной функцией вексельного обращения является упрощение порядка бюджетного возмещения НДС благодаря использованию:
1.Казначейских бумаг;
2.Пополнение счетов предприятий;
3.Стимулирование роста экономики путем насыщения ее дополнительными деньгами.
Это также создание альтернативы наличным деньгам, банковскому кредитованию, снижению инфляции, сокращению внешних заимствований.
Учитывая важность функционирования вексельного обращения, значительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих (начиная с общих актов, в частности Хозяйственного кодекса Украины, и заканчивая огромным массивом актов специальных документов, в том числе и международно-правовых), можно говорить о вексельном праве как отдельной подотрасли права. Определяющее главный фактор обращения - их выдача (функционирование).
Правовой статус векселя, по своей юридической природе, является особым видом ценных бумаг, опосредует соответствующие финансовые отношения в сфере хозяйствования и может быть использован как дополнительный источник инвестиционного капитала.
Говоря о статусе, следует вспомнить его, так называемую, вексельную силу, на которую указывают некоторые исследователи, говоря об этой силе как о теоретическом понятии.
Для определения указанного обратимся к нормативному урегулированию организации их обращения.
Статьей третьей закона «О ценных бумагах и фондовом рынке» разъясняется их классификация, также предполагается, что из законодательного определения как безусловного денежного обязательства, по которому одно лицо обязано уплатить другой указанную в документе сумму средств в определенный срок. Это и является понятием вексельной силы.
Однако с позиций теории соглашений невозможно объяснить момент возникновения вексельного обращения.
Также в возможном случае его похищения или потери. Анализ существующих вексельных теорий и обоснований правовой природы долга.
С точки зрения хозяйственно-правовой школы, вексельное обязательство представляет собой сложный договорной феномен. Оно опосредует собой всю совокупность соглашений, которое возникает в процессе такого движения - начиная с договора векселедателя и получателем и заканчивая сделками между предыдущим и последующими получателями.
Вексельное обязательство является публичным, где обязанностям векселедателя противостоит право неопределенного круга лиц (публики), и реализуется в процессе обращения расчетных документов, и не зависит от воли векселедателя.
Таким образом, вексельное обязательство возникает из вексельного договора, который по своей природе существующий на основании закона публичным соглашением между векселедателем и неопределенным кругом субъектов.
Относительно видов векселей и организации их обращения, как отмечалось, по законодательству различаются простые и переводные векселя. Включает в себя закон и положение. Предусматривающие, что векселя существуют исключительно в документальной форме.
Важность вексельного обращения следует из основных их функций:
1. Расчеты государства с экспортерами и другими предприятиями, которые имеют накопленный налог на добавленную стоимость;
2. Упрощение порядка возмещения НДС благодаря использованию казначейских векселей;
3. Увеличение оборотных средств для текущих хозяйственных нужд;
4. Стимулирование экономики через насыщения деньгами.
Вексельные правоотношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования и государством и по своей природе является хозяйственно-правовыми. Отнесение вексельных отношений к хозяйственно-правовым, позволяет распространить на них принципы хозяйственного права, включить их юридическое обеспечение к правовому порядку.
Необходимо понимать главную задачу вексельного обращения как отдельной отрасли и соответствующего соотношения с другими более развитыми институтами права.
Оффшорные и международные трасты
Сегодня в Украине проводится большое исследование трастов, субъектами которых являются резиденты одного государства, на территории которого и находится имущество. Однако кроме национальных, существуют также и международные трасты. Их особенностями будет то, что их участниками становятся представители разных стран, в том числе и тех, в которых такой институт традиционно не признается, например граждане Украины. Кроме того, наряду с понятием «международный траст» существуют термины «многоюрисдикционный» и «оффшорный», содержание которых также не до конца исследовано в Украине.
Уточним особенности многоюрисдикционного, транснационального и оффшорного траста, соотношение, а также определение этого понятия между ними. На основе сравнительного анализа законодательства различных держав определены характерные черты, которые принципиально отличают их от других видов офшоров. Кроме того, необходимо проанализировать перечень юрисдикций, которые не действуют согласованно для достижения налоговых целей, выданного Советом Европейского Союза в 2017г., в котором впервые официально определено, какие государства относятся к «черному» и «серому» списку офшоров. Это значение в широком смысле самое общее и, по сути, означает траст, в котором имеется иностранный элемент.
Понятие международного траста в узком смысле означает созданный в соответствии с конкретным законодательством, в котором как минимум один доверительный владелец - резидент, тогда как учредитель и бенефициар нерезиденты.
Оффшорным трастом будет созданный в юрисдикции, не соответствующей стандартам в области налоговой политики и открытости информации в части ведения бизнеса, а также официально включен в список офшоров.
Как оффшорными, так и транснациональными является многоюрисдикционные трасты, поскольку созданы иностранцами, и они связаны с несколькими законодательствами. Вместе с тем не все они будут таковыми.
Сегодня исследуются офшоры, с гражданами одного государства. Говоря о локальных или национальных. В связи с активным развитием мировых связей такие офшоры приобретают невероятную популярность, а в сфере структурирования бизнеса и занимают чуть ли не первые позиции среди правовых конструкций, которые чаще всего используются в других державах.
Международный траст содержит все черты «обычного», то есть национального траста соответствующего вида (наследственный, прижизненный, охранный т.д.), а также значительную специфику в правовом регулировании через то, что он вмещает в себе несколько видов права. Учитывая это, их исследования приобретает особую актуальность.
Достаточно часто это воспринимают исключительно как конструкцию, направленную на оптимизацию налогообложения (уклонение от уплаты налогов), сокрытие конечного бенефициара, укрытия от кредиторов, вывод денег и других активов за рубеж. Это далеко не так, однако основания для таких утверждений все же существуют, особенно когда речь идет о так называемых оффшорных трастах.
Лучше объяснения причин такого отношения к международным, предоставил судья Уолкер по делу «Schmidt v Rosewood» (2003г.), где он отметил: Это уже стало привычным для богачей во многих уголках мира (включая страны, которые не содержат местного права) размещать фонды по их распоряжению (через ряд объединённых компаний), что регулируется правом учредителей резидентов, с которыми установщик (который может быть бенефициаром) не имеет существенного связи. Эти территории (иногда их называют «налоговым раем») избираются не из-за географического удобства (действительно, личные встречи между учредителем и его доверителями часто очень неудобные), а поэтому, они могут предложить особые преимущества в части конфиденциальности и защиты от фискальных требований (а иногда от проблем в странах домициле установщика через законы, основанных на неплатежеспособности или законы, которые ограничивают свободу в области наследования). Офшоры и полномочия, содержащиеся в составленных при таких обстоятельствах договорах, могут надежно лишить возможности идентифицировать того, кто получит преимущества от этих договоров. Как правило, они содержат широкие дискреционные полномочия (иногда с согласия, так называемого протектора) в пользу обозначенного круга бенефициаров. Реализация этих полномочий может зависеть от желания учредителя, конфиденциально сообщаются доверителями протектора. Против открытости, определение настоящего учредителя или учредителей может быть скрыто за любых корпоративных подставных лиц. В общем, судья четко и лаконично охарактеризовал основные признаки офшоров, используемых в части оптимизации корпоративных бизнес-схем.
Однако помимо их применения в сфере структуризации компаний и налогового планирования, они также используются в значительно более прозаических сферах - при наследовании имущества, что пребывает за границей; в случае необходимости управления имуществом, находящимся в месте отличного от проживания учредителей траста; в случае пребывания элементов траста не в своей стране; в случае нахождения имущества, принадлежащего одному и тому же владельцу, при необходимости обеспечения эффективного управление и контроля за ним и тому подобное. Поэтому они не должны ассоциироваться только со схемами оптимизации налогов и выводом средств за границу.
Поэтому разберемся с терминологией. Так, в литературе случается несколько похожих значений – многоюрисдикционные трасты (multijurisdictional trusts), модель международного траста (international trustmodel), и (international trusts) и офшоры (offshoretrusts). При этом следует отметить, что это понимание не очень распространено среди англо-американских исследователей, которые используют преимущественно термин международного, иногда – офшоры. Попробуем определить их содержание и соотношение между ними. Начнем из того, какой резон вкладывается в него. Как следует из определения, их основой есть иноземцы, которые могут проявляться в трастовых отношениях через субъект (участниками траста есть разные резиденты), через объект или через юридический факт (возникновение или прекращения правоотношений имеет место за рубежом). Как правило, в большинстве иностранцы в них появляется как через субъект, так и через объект одновременно.
Отдельно нужно вспомнить, что существуют офшоры, в которых, условно говоря, единственным элементом стоит иностранное право, которое стороны выбирают для регулирования отношений в национальном праве. Говорится, прежде всего, о trustsinterno - конструкцию, которая существует в праве Италии и предусматривает применение иноземного права к локальному итальянскому трасту.
Итак, он связан с несколькими правопорядками и составляет предмет частного права. Стоит отметить, что в англоязычной литературе термин «multi-jurisdictionaltrust» практически не применяется. По сути, он используется и труда Р. Хендриксон и Н. Сильвермана «Changing the Situs of a Trust». Другие исследователи оперируют в основном значением «международного» или «оффшорного» траста.
К примеру, Д. Хейтон и Дж. Глассон отмечают: Выражение «международный траст» сегодня широко применяется относительно тех, которые в юридическом смысле связаны с двумя или более странами, как правило, где: учредитель из А создает офшор, регулируемый законами В; в траст страны А, передается имущество, пребывающее в В, что регулируется законами страны А, доверительный собственник является резидентом данной страны. С высказывания следует, ученые, по сути, определяют офшор почти так, как мы понятие многоюрисдикционного траста.
Из приведенного выше, можно сделать первый вывод о том, что эти термины совпадают, а именно:
1) субъектами которого представляются разные резиденты;
2) офшор в который передано имущество, оформлено за рубежом;
3) его основаниями возникновения, изменения или прекращения являются факты извне;
4) к его регулированию применяется право иностранного государства. Однако указанное не единственное в этой сфере.
Так, в 2000г. Итальянский ученый-компаративист в своей известной работе «Сравнительное исследование» ввел еще один термин – «International trust model. Он системно доказывал: «Наплыв» офшоров, где налоговый рай играл заметную роль<...>, привел к возникновению этой формы, которая значительно отличается от английской, хотя [ее] вдохновляли те самые фундаментальные принципы. Этот проект, по его мнению, близок не только к системе общего права и в развитых стран. При этом он: Имеет ряд важных признаков: появилось около десяти лет назад, предполагается исключительно законодательной; использует значительное количество правовых систем (около двадцати) ни одна из них не может считаться движущей силой - наоборот, все работают над развитием.
Учитывая, что цитируемая книга издана в 2000г., в настоящее время указанное утверждение можно было бы сформулировать не как «около 10 лет тому», а как «около двадцати пяти лет назад» или «в начале 90-х годов ХХ в.». Относительно утверждения» (около двадцати)», тогда отметим, что на сегодняшний день количество государств, которые используют такую форму особенно увеличилось.) М. Лупой подчеркивал, что не все кто, использует такую систему, относятся к пласту глобального законодательства, однако есть одна вещь, которая их объединяет – «они восприняли видение системы справедливости как выражение обязательств совести на правовом уровне». При этом ученый не называет ни юрисдикцию, которую «следует считать лидирующей в формировании этой схемы».
Описывая такую модель, ученый избегает точного определения офшора, но все же определяет сферы ее применения и утверждает, что она может определяться как: Адаптация английского традиционного траста с потребностями мирового бизнес-сообщества, как реакция против ограничений в гражданском, семейном праве или наследования, или как функциональная альтернатива традиционным инструментам, которые повышенная осведомленность в сфере национальных налогов привела к критической точке.
Итак, на основе анализа, можно сделать вывод, значение подразумевает определенную правовую конструкцию, сочетающую принципы английского справедливости, относящегося к различным системам. По сути, в офшорах используются определенные налоговые и другие преференции, и может применяться в сфере глобального бизнеса, семейных и наследственных споров и т.п. с целью обхода некоторых законодательных ограничений, существующих в государствах, где участники одновременно и резиденты (как правило, установщик и бенефициары).
Как видно из приведенного определения, значение «имеет именно законодательное происхождения», поэтому логично проанализировать право отдельных державах, которые непосредственно разъясняют в собственном законодательстве. При выборе юрисдикции, анализировалось, преимущественно, отношения по так называемым оффшорным юрисдикциям.